Вряд
ли кому то хотелось бы запороть двигатель. Неважно, каким способом -
например, не заметив, что ушла жидкость из системы охлаждения.
Потому-то на современных автомобилях контролируют не только температуру
антифриза, но и его уровень.
А
как быть миллионам владельцев «жигулей» и им подобных? Опишем один из
вариантов усовершенствования системы охлаждения, опробованный на
ВАЗ-2104. Здесь о существенной потере «Тосола» сразу сообщает лампочка
на приборной панели.
Переделки
несложны. Мы купили расширительный бачок от ВАЗ-2110 с датчиком уровня
жидкости. Осталось найти для него место под капотом (подошло прежнее,
только немного доработали ремень крепления) и соединить шлангами с
радиатором двигателя.
«Десяточный» расширительный бачок на «четверке».
В
отличие от штатного «жигулевского» расширительного бачка, тот что от
«десятки» снабжен тремя штуцерами: большой - снизу, а два поменьше -
сверху. Один из них заглушили, другие задействовали. Верхний
пароотводящий шланг (черный, связывающий расширительный бачок с
заливной горловиной радиатора) - от «Оки».
Пробку горловины - в новой схеме эти клапаны не нужны, те же функции выполняет пробка расширительного бачка с клапанами.
Можно заливать «Тосол»..
Нижний,
большой штуцер расширительного бачка соединили с нижним штуцером бачка
радиатора, воспользовавшись штатным пластиковым («рыжим») шлангом
автомобиля. Все ясно? Но есть и некоторые проблемы. У нашего радиатора
пластмассовые бачки, а сечения штуцеров не соответствуют
расширительному бачку от ВАЗ-2110. Так, «рыжий» шланг хорошо стыкуется
с нижним штуцером расширительного бачка, но не соответствует штуцеру
внизу бачка радиатора. А черный от «Оки» маловат по сечению для
верхнего штуцера радиатора.
Переходник в нижней части бачка радиатора.
Чтобы
решить эти противоречивые задачи, пришлось поискать в автомагазинах
переходные металлические штуцеры. В конце концов удалось их купить.
Частично видимый на фото заливной горловины переходник - в прошлом
«волговский» штуцер прокачки тормозов, избавленный от конусной части.
Кроме того, напильником ему укоротили грани, чтобы пароотводящий шланг
сел плотнее. Слив из радиатора жидкость, в пластмассовом
штуцере-«отро-стке» нарезали метчиком резьбу М10х1 - вот это, учтите,
требует исключительной осторожности! Ведь если пластик треснет, то
заварить его сумеют немногие, и тогда утечка «Тосола» здесь неизбежна.
Сказанное касается и нижнего штуцера радиатора, где более удобной
оказалась другая конструкция: в пластмассовый «отросток», нарезав
резьбу М12, завернули прямой переходник (от бензонасоса «Волги»), а
затем в него - «угловой», того же происхождения. Последний тоже
доработали, аккуратно спилив большую часть резьбы и оставив небольшой
лоясок, своего рода «хамп», не дающий пластиковому «рыжему») шлангу с
затянутым хомутом соскочить.
Доработанная и стандартная пробки радиатора.
Все
резьбовые соединения собраны на герметике. Имейте в виду: монтаж
пластикового шланга, довольно жесткого, требует осторожности. В
некоторых случаях придется его нагреть, а то ведь недолго и детали
радиатора сломать!
Собрав
систему, залили «Тосол», проверили герметичность - все в порядке.
Осталось определить место для лампочки-сигнализатора. На приборном
щитке есть незадействованный индикатор пристегнутых ремней безопасности
- воспользуемся им. Сняли комбинацию приборов и нашли, что к нужной
лампочке подходят два провода - от разъема самого -тока. А в разъеме
пучка доводов автомобиля - соответствующие две «пустышки». Дополнили
разъем двумя проводами, и один соединили с цепью зажигания (провод
питания вольтметра) , а другой вывели к датчику уровня «Тосола» (через
уплотнитель корректора фар). Второй провод датчика соединили с «массой».
Полученная
схема простейшая. Стоит помнить, что характер поведения нашего
«индикатора» такой же, как у лампочки остатка топлива в бензобаке: на
неровностях дороги или при резком ускорении автомобиля они могут
мигать. Чтобы свести этот эффект на нет, добавили в бачок немного
«Тосола».
От
отдела эксплуатации. Посадка металлических переходников на резьбе в
пластмассовые штуцеры радиатора в условиях многократного изменения
температуры может оказаться недостаточно надежной, со временем не
исключено появление трещин. Поэтому автор будет держать под контролем
состояние штуцеров на этом автомобиле, а окончательный вердикт мы
вынесем позднее.
|